Робин Гуд и его связь с историей
«Если вы зададите во время лекции следующие вопросы аудитории, то, какой бы она ни была, ответы будут совершенно предсказуемы:
- Кто из вас никогда не читал, не слышал или не смотрел истории о Робин Гуде? Ответ: таких нет.
- Кто из вас, будучи уже взрослым, читал о нем, не только детям? Ответ: никто.
- Кто когда-нибудь читал эти легенды в оригинальном виде? Ответ: никто.
Так или иначе, эти истории рассказываются детям взрослыми, которые в свою очередь услышали их, будучи детьми. Это неплохо работает последние двести лет, а то и более. Так эта легенда передается и переделывается, так она продолжается».

Профессор Дж. С. Хольт «Робин Гуд»
Содержание:

1. Представляем героя.
2. Лесная легенда.
3. Настоящий Робин?
4. Исторически достоверно?
5. Кровавое происхождение.
6. Выдумки о Робин Гуде.

Представляем героя

Легенды о Робин Гуде являются частью цикла рассказов о разбойниках, действие которых происходит во времена правления короля Джона. Два других знаменитых разбойника – Фальк ФицВорин и монах Юстас – определенно являются историческими фигурами, чье существование в настоящее время безусловно доказано, но вот с Робин Гудом все гораздо проблематичнее.
В этих историях поражает то, что они явно демонстрируют, что в то время, когда главенство закона уважалось, как основа общественного благополучия, те, кто ставили себя вне закона, стали признанными героями. И это заметно контрастирует с общественным восприятием разбойников, которое имело место в начале царствования короля Генриха II, и показывает, что существующий порядок вещей стал восприниматься как тирания. Тирания скомпрометировала закон.
При тогдашнем положении вещей выходило так, что деспоты и злодеи перестраивали законы в свою пользу, так что на долю разбойников была отведена, в том числе, и роль защитников справедливости. В жестокие времена это означало неизменное насилие. Робин Гуд и его единомышленники были коварны, безжалостны и невероятно жестоки (к примеру, Мач, сын Мельника, убил монастырского слугу, чтобы тот не выдал их); но согласно кодексу своего времени, они так же были благородны.

Лесная легенда

Во всех историях про Робин Гуда значительную роль играет лес. В Средние века в лесах, кроме деревьев и пустоши, были обширные площади обработанных земель. Лес был личным заповедником Короля и его придворных и охранялся целым рядом суровых лесных законов, против которых были бессильны любые жалобы, даже в церковный суд.
Лесной закон вызывал крайнее недовольство среди всех слоев общества, но он выполнял свою миссию по охране обширных территорий полудикого леса, в котором охотились Король и его придворные. Однако дикий лес стал прекрасным местом укрытия для беглецов, именно поэтому такие леса, как Шервуд и Барнсдэйл, занимают важное место в легенде о разбойниках.
О происхождении легенды о Робин Гуде мало что известно. Первое литературное упоминание о Робин Гуде можно найти в небольшом отрывке из «Петра Пахаря», написанном в 1377, а большая часть баллад появилась в XV веке. Упоминания есть в балладах «Робин Гуд и Монах» (1450); «Малая Джеста о Робин Гуде» (написанных в 1492-1510 гг., но, возможно, сочиненных еще в 1400); и балладах XVII века Перси Фолио, среди которых можно упомянуть три баллады XV века: «Смерть Робин Гуда», «Робин Гуд и Гай Гисборн» и «Робин Гуд и Отец Тук».
Если судить по литературным упоминаниям, то можно предположить, что Робин Гуд не имеет никакого отношения ко времени Короля Джона; в действительности, единственный король, который упомянут, это «Эдуард, наш милый король», что, возможно, говорит о посещении Ноттингема Королем Эдуардом II в 1324. Тем не менее, упоминание имени разбойника в судебных протоколах Беркшира говорит о том, что легенда о Робин Гуде появилась гораздо раньше.

Настоящий Робин?

Королевская памятная записка Пасхального архива 1262 года содержит прощение настоятелю Сандлефорда за конфискацию без ордера движимого имущества некоего Уильяма Робихуда, беглеца. Это дело перекликается с архивами выездного судебного заседания в Беркшире в 1261 году, которое рассматривало дело банды разбойников, в том числе и Уильяма, сына Роберта ле Фивра, чье имущество было конфисковано без ордера приором Сандлефорда.
Этот Уильям, сын Роберта, и Уильям Робихуд определенно были одним и тем же лицом, и какой-то клерк при переписывании изменил имя. Получается, что человек, изменивший имя, знал о легенде и посчитал имя Робин Гуда нарицательным для объявленных вне закона.
Это всего лишь один из ранних случаев отсылки к Робеходсу или Робинходсу, большинство из них разбойники второй половины 13-го столетия, что позволяет сделать полезные выводы по поводу легенды. Робин Гуд должен был существовать до 1261 года, чтобы его имя было так искажено.
Не стоит удивляться подобной путанице. В XIII и XIV веках имели место многочисленные случаи, когда разбойники специально брали себе имена Робин Гуда и Малютки Джона, и похоже, что на самом деле монах Тук, попавший в легенду, был неким Робертом Стаффордом, живший в Сассексе между 1417 и 1429 годами. И это само по себе демонстрирует, как трудно выяснить правду о Робин Гуде, ведь каждое искажение легенды добавляет к ней новые детали.

Исторически достоверно?

Просто невозможно связать историю Робин Гуда с каким-либо достоверным фактом. Согласно литературе разбойник обычно действует на севере, около Барнсдейла и Шервудского леса.
Возможно, это указывает на то, что легенда, которую мы имеем на данный момент, берет свое начало от двух разных источников, двух разных "Робин Гудов". Шотландский историк Джон Мейджер, писавший в 1521, придерживался мнения, что Робин Гуд действовал в 1193-4 году, когда Принц Джон пытался свергнуть Ричарда, и мы вправе выдвинуть аргумент, который послужит этому подтверждением.
25 июля 1225, королевский суд провел выездное разбирательство в Йорке. После вынесения приговора в судебном архиве Михайловского Казначейства появилась запись, другими словами, счет в 32 шиллинга и 6 пенсов за имущество Роберта Хода, дезертира. Сумма был перенесена на следующий год, когда Роберт приобрел прозвище "Хоббеход", которое указывает на то, что он был арендатором архиепископства Йорка.
Это единственный человек, носивший имя Робин Гуда, который был разбойником (есть и другие Гуды в Уейкфилде, но никто из них бандитом не оказался). Эпитафия, написанная Томасом Гейлом в 1702, показывает, что могила в Кёрклисе (именно там он был убит по легенде) претендующая на то, что там покоится Робин Гуд, датируется 1247.
Основываясь на этих неубедительных фактах, можно составить хронологию: Робин действовал в 1190-х, стал разбойником к 1225, умер к 1247 и стал легендой к 1261. Хронология Джона Мейджера не имеет системы, и два его современника приписали Робину такие даты, как 1283-5 или 1266; в то же время полная дата на могиле в Кёрклисе содержит запись 25 Календы (первый день месяца) декабря 1247, что невозможно, так как 25 Календы в римском календаре нет.
Единственное преимущество хронологии Мейджера - она отлично подходит к двум достоверным материалам - судебным записям 1225 и 1261 гг. Отталкиваясь от этого, будет справедливо сказать, что Робин Гуд действовал во время правления Короля Джона, но его слава и популярность были такие, что на протяжении поколений его истинная личность скрылась под легендой.

Кровавое происхождение

Другой разбойник времен Короля Джона также пострадал от путаницы с именем, это произошло еще при жизни, но он четко разобрался с этой проблемой. Фальк ФитцВарин пришел в ярость, когда узнал, что разбойник с северной части Англии, Пирс де Брувиль (Piers de Bruville), прикрывался его именем во время своих разбойных нападений.
Он устроил засаду для Пирса и его людей в доме, куда они устроили набег, и заставил Пирса связать своих людей к стульям и обезглавить каждого своими руками. Когда грязное дело было закончено, Фальк со словами «Никто не смеет вешать на меня чужую кражу» снес голову Пирсу. Фальк, по сути, был более интересным персонажем, чем Робин Гуд, он лично знал Короля Джона. Он с детства дружил с Джоном, но их отношения были непростыми. Однажды, играя в шахматы, Джон разбил шахматную доску о голову Фалька.
В ответ Фальк пнул Джона в живот, и когда Джон побежал жаловаться к Королю, то сам был наказан своим отцом. Со смертью отца в 1197 Фальк получил в наследство Уиттингтон, но, когда к власти пришел Джон, он воздал должное старому врагу Фалка, Морису ФитцРоджеру. Фальк ответил на это тем, что убил Мориса, ушел в разбой и в течение трех лет вел войну против Джона и его приспешников.
Он был помилован в ноябре 1203 г., получил обратно во владение Уиттингтон и был в милости Короля, пока не присоединился к мятежу баронов в поддержку Великой хартии вольностей в 1215. До 1217 г. он находился в бегах и умер в 1256-1257 гг.

Выдумки о Робин Гуде

Вокруг этих голых фактов в англо-французской хронике была сплетена весьма причудливая история, которая своими корнями уходит в XIII век. Все это также является правдой и для другого исторического разбойника, Монаха Юстаса, который захватил контроль над островом Сарк в 1205 и занимался пиратством в проливе до тех пор, пока не был убит в Сэндвиче в 1217.
Все эти выдуманные и странные истории напоминают рассказы о Хереварде; но они также содержат мотивы, которые можно напрямую сравнить с некоторыми балладами о Робин Гуде. Юстас, подобно Робину, переодевается в гончара, чтобы поражать своих врагов; Фальк переодевается в угольщика. Он крадет у торговцев короля и за его счет заставляет их обедать с ним.
Юстас проворачивает такой же трюк, как и Робин. Он устраивает засаду, узнает, что везут торговцы, и отпускает их, если они говорят правду; подобно тому, что Робин проделывал с Шерифом Ноттенгимским, Фальк заманивает короля в лес, где он похищает его, приглашает его на обед и, в конечном счете, отпускает его. Эти параллели не простые совпадения, а точные аналогии, и они многое разделяют с той же мифологической основой, что и ранние баллады о Хереварде (который сам использовал переодевание и обман). Если наша датировка верна, то действия происходили в одно и то же время, и то, что сейчас находится перед нашими глазами, является продуктом развития популярной мифологии, которая восхваляет тех, кто восставал против крайностей правления Джона.
Во время правления Генри II, разбойник считался злодеем. Уорен де Волкот был паразитом общества, и Генри доставил всем удовольствие, когда он ворвался в Шервудский лес, протащил Уорена до Нортгемптона и насадил его голову на городские ворота. Но ко времени Джона все изменилось.
Теперь подобные Фальку ФитцУорену, Монаху Юстасу и Робин Гуду, - это занозы власти, которые переносят несправедливость на ее голову. Они могут не воровать у богатых, чтобы накормить бедных, но они берут вверх над сильными, дабы помочь слабым. Это объясняет длительную популярность легенд о Робин Гуде; с помощью них люди давали отпор власти.


Источник: http://www.bbc.co.uk/history/british/middle_ages/robin_01.shtml
Категория: Средневековая Англия | Добавил: Cupressus (20.12.09) | Автор: Irbis, Assassin W
Просмотров: 1661 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 6
6 Lena  
0
Очень интересная статья! Спасибо!! clap

5 Lorana  
0
Irbis, Assassin, Cupressus, спасибо! очень интересно!!))

3 Schmetterling  
0
Cupressus. Irbis, Assassin, спасибо большое, девушки! Классная статья! Жду продолжения smile

1 Horn  
0
Irbis, Assassin, Cupressus, большое вам спасибо за проделанную работу! Очень интересная статья. up

2 Cupressus  
0
На здоровье! biggrin

4 Irbis  
0
Самим было интересно))) biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]